всегда хорошие книгиTM
Первая страница105203 Москва
         ул. Нижняя Первомайская,
         дом 46
Наши телефоны:(495) 965-86-83
Написать письмо info@trimag.ru
Издательство
Публикации
Публикации
"Художники "Мурзилки" в журнале "Библиотека в школе"

Картинная галерея "Мурзилки"

Ольга Мяэотс

Учёные отмечают: людей объединяют те сказки и истории, которые люди слышали в детстве, и те книги, которые были ими прочитаны самыми первыми. Именно детские сказочки-песенки — общее культурное наследие, определяющее национальное самосознание. На извечный русский вопрос (кто мы?) есть очень простой и самый точный ответ: мы те, кому пели про Серенького Волчка и читали "Колобка" и "Козу-дерезу". Эти тексты — своеобразные гены, хранящие культурный фонд, из них, как из стволовых клеток, воспроизводится наше национальное сознание. Конечно, список этих "стволовых" текстов больше. И задумай мы такой список продолжить, наверняка представили бы в нём знаменитый детский журнал "Мурзилка". Пусть он и не такой "патриарх", как народные сказки (90 лет истории на их фоне — немного), однако то, что вот уже почти век "Мурзилка" — желанный гость в каждой семье, где есть дети, что его читали (и любили!) не только бабушки, но и прабабушки, свидетельствует: всех нас объединяет эта общая память детства.

 

Удивительным образом история детского журнала переплелась с историей большой страны, вобрав в себя целый век, — сложный и противоречивый. Поэтому новое издание — замечательный альбом "Художники "Мурзилки" 1924-2013" — не просто собрание работ замечательных иллюстраторов, работавших в редакции журнала, но и наглядная летопись истории нашей страны. И что особенно ценно: мы видим "ход развития" страны глазами детей, маленьких читателей, для которых "их журнал" был окном во взрослый мир. "Детские факты" дополняют "взрослую историю", которая вдруг в новом ракурсе предстаёт как бы увиденной заново.

 

Хотя "Мурзилка" и ведёт отсчёт своей официальной хронологии с 1924 года (когда журнал с таким названием впервые появился как приложение к "Рабочей газете") история "Мурзилки" началась раньше. И то, что долгие годы ему приходилось скрывать свои дореволюционные корни, — тоже штрих времени. Теперь историческая правда восстановлена и предки нашего Мурзилки — персонажи знаменитой сказочной повести "Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах А.Б. Хвольсон с 182 рисунками П.Кокса" — возвращены в детскую литературу. Но от прототипа у Мурзилки осталось, пожалуй, только имя, а облик его за долгие годы претерпел удивительные изменения. Сначала персонаж книги перекочевал в "Журнал Мурзилки", приложение к журналу "Задушевное слово". Там мы находим и словесный портрет персонажа:

 

Стук, стук, стук в стекло... Отворил окошко,
Вижу — вдруг влетает очень странный гость.
Ростом с ноготочек, юркий тонконожка
И в своей ручонке крепко держит трость...
Был тот гость во фраке с фалдами-концами,
В шелковом цилиндре, с стеклышком в глазу,
в сапогах изящных с длинными носками
И похож глазами был на стрекозу...

 

Да, сначала Мурзилка был маленьким человечком. Потом — собакой, причём беспородной, чтобы её нельзя было заподозрить ни в какой "классовой чуждости". Впрочем, любой антропоморфизм (наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий) в тот печальный период гонения на сказку тоже был на подозрении, так что пёсик, нарисованный Константином Ротовым, стал одним из "классово проверенных персонажей". А когда же появился настоящий Мурзилка — такой, к которому мы привыкли? Дата его рождения точно известна.

 

"В июле 1937 года вышел седьмой номер "Мурзилки" с "экстренным сообщением" следующего содержания: "Наконец-то нашёлся Мурзилка! Его поймал художник Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку — ты увидишь там Мурзилкин портрет!" С тех пор Мурзилка — полумедвежонок-получеловек никогда больше не менялся до неузнаваемости. Но портреты "с него" рисовали самые разные художники: Евгений Монин, Лев Токмаков, Вера Хлебникова, Виктор Чижиков, Вадим Дмитрюк и многие другие. Все они считали за честь работать в детском журнале и с гордостью носили звание художника "Мурзилки".

 

Детский журнал немыслим без картинок: читать детям ещё трудно, а узнать они хотят обо всём на свете. И на помощь слову приходит иллюстрация. Перелистывая старые подшивки, мы замечаем, как меняется наполнение "Мурзилки": первые десятилетия журнал особенно увлечённо рассказывал детям об ударных стройках, воспитывал на примерах героев революции и героев труда. Конечно, в издании отразилась не вся история, а лишь парадно-агитационная её часть. И, наверное, неправильно было бы связывать это лишь с идеологическими требованиями, цензурой и т.п. Страна строила новую жизнь, и миллионы её граждан верили, что, несмотря на трудности и лишения сегодняшнего дня, детям гарантировано светлое радостное завтра.


Вот лишь один пример: иллюстрации народного художника СССР Аркадия Александровича Пластова к рассказу Л. Зилова "Всё по-новому" опубликованы в 1930 году и показывают слаженный труд колхозников — никакого раскулачивания, никакого голода, Работы художников переносят нас в детский сад, школу, пионерский лагерь, на каток и в парк — вся детская жизнь словно предстаёт на огромном мозаичном полотне, где каждый рисунок — новый штрих, новая чёрточка, дополняющая общую картину.

 

Конечно, с особым трепетом рассматриваешь обложки журналов, выходивших во время Великой Отечественной войны. Пусть в условиях военного времени они были не столь красочны, но какую важную поддержку могли дать детям! Нетрудно представить, с какой отдачей работала редакция, когда готовила последние “победные” номера 1945 года. Вот он — сдвоенный номер за май-июнь. На обложке художника Адриана Ермолаева дети приветствуют бойца Красной армии. Интересно, номер сдавался уже после окончательной победы или художник, работая над обложкой, предугадал: ещё месяц-другой и всё будет кончено, отцы начнут возвращаться домой, к семье, детям? Во всяком случае, ощущение праздника тут явное.

 

Как только в 1930-е годы гонения на сказку прекратились, она вернулась на страницы журнала, но долго ещё оставалась "под подозрением". Вспомним трагическую судьбу сказки Михаила Зощенко "Приключения обезьянки", она была опубликована в "Мурзилке" в 1945 году. И за неё прекрасный писатель и честнейший человек, фактически, поплатился жизнью.

 

Среди художников "Мурзилки" немало сказочников — во всех поколениях: Владимир Коношевич, Юрий Васнецов, Евгений Рачёв, Алиса Порет, Борис Дехтерёв, Татьяна Маврина, Виктор Пивоваров, Михаил Бычков, Борис Диодоров... Всех не перечислишь! Сколько фантазии, сколько сказочного мастерства в их иллюстрациях!

 

Впрочем, не менее виртуозны и художники-реалисты. Поразительные по размаху и точности деталей иллюстрации Владимира Тамби звучат гимном технике и человеку, который ей управляет. Детские образы Александра Пахомова, Фёдора Лемкуля, Михаила Скобелева, Владимира Гальдяева (столь разные!) удивительным образом все умещаются в нашем детстве, привнося свою интонацию.

 

Поражает жанровое разнообразие журнала: тут сочетаются комиксы и фельетоны, репортажи, очерки "на случай", исторические рассказы, научно-популярные материалы, стихи и сказки. И для каждого текста находится свой художник. Прекрасны зарисовки природы и образы животных в исполнении Евгения Чарушина, Георгия Никольского, Мая Митурича, Валентина Курдов; зорким прищуром карикатуриста смотрят на мир Константин Ротов, Аминадав и Владимир Каневские, Леонид Каминский; тонкой лирики исполнены работы Николая Устинова, Галины Макавеевой, Натальи Салиенко. Самые знаменитые мастера-графики не считали для себя зазорным работать в "Мурзилке", где находили достойное место для гравюр Владимира Фаворского, иллюстраций Андрея Гончарова, сложных композиций Николая Попова, фантастических образов Янины Жилите Бируте, Ильи Кабакова, Олега Эстиса.

 

В "Мурзилке" даже в самые тяжёлые времена всегда высоко держали планку качества. Помню свой первый приход в редакцию. Это было в трудные перестроечные годы, когда многие журналы и газеты переживали непростые времена (а многие их и не пережили). Я, начинающий автор, сидела в приёмной, когда туда вошла высокая красивая женщина. Она прижимала к груди охапку новеньких глянцевых журналов: спортивных, женских, "из жизни звёзд" — тех, что тогда как раз были на волне успеха. "Вот! — сказала женщина. — Принесла всем посмотреть. Не можем же мы отставать в оформлении!" Так я познакомилась с легендарным главным редактором "Мурзилки" — Татьяной Филипповной Андросенко и навсегда прониклась уважением и восхищением — и к ней, и к журналу. А журнал в те годы и правда изменился, он шагал в ногу со временем (новая полиграфия, новый макет, новые темы), но и славным традициям своим журнал не изменил.

 

У каждого из нас с "Мурзилкой" связаны свои собственные воспоминания. Они разные, но наверняка добрые и радостные. И ещё они объединяющие. Журнал продолжает жить и дарить радость новым поколениям читателей. Мы же, те, для кого "Мурзилка" — часть собственной истории, благодарны журналу за столь драгоценный подарок. А ещё — замечательному издательству "ТриМаг" и Благотворительному фонду "Искусство, наука и спорт" за то, что этот прекрасный альбом станет доступным для читателей всех детских библиотек России.

Новости
2014-09-15

Editeur "Trimag" prend part dans le «Livre des compétences XXI siècle. La deuxième saison." Le concours est ouvert aux enfants de 10 à 14 ans. Pour le meilleur essai sur les livres "Trimag" lecteurs recevront des prix spéciaux de l'éditeur!

Avec les règles peuvent être trouvées sur le site officiel de la compétition.

 Читать
2014-09-11

Художник-иллюстратор Зина Сурова получила диплом во всероссийском конкурсе "Образ книги" в номинации "Лучшие иллюстрации к произведениям для детей и юношества". Награждение состоялось 4 сентября 2014 года на XXVII Московской международной книжной выставке-ярмарке.

 Читать
Поиск